Основной период ГИА-9 в 2020 году планируется провести с 8 июня по 31 июля

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Министерство просвещения Российской Федерации подготовили проект нового расписания государственной итоговой аттестации для выпускников 9 классов (ГИА-9).

В соответствии с ним, основной период основного государственного экзамена (ОГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ) для выпускников 9 классов в 2020 году пройдут в сроки с 8 июня по 31 июля. Региональные органы исполнительной власти, а также учредители заграншкол могут сами определить основные и резервные сроки проведения экзаменов по русскому языку и математике в рамках этого периода. ОГЭ по предметам по выбору в 2020 году проводиться не будет.

Участники экзаменов, не прошедшие ОГЭ и ГВЭ или получившие неудовлетворительные результаты по одному или обоим обязательным предметам в резервные сроки, смогут пересдать их в дополнительный период в сентябре. 4 сентября в дополнительный период планируется провести экзамен по русскому языку, 7 сентября – по математике. Резервные дни для проведения экзаменов в дополнительный период: 14 сентября – русский язык, 15 сентября – математика, 18 сентября – русский язык и математика.

Специалистами ФИПИ подготовлены Методические рекомендации обучающимся 9, 11 классов по организации индивидуальной подготовки к ОГЭ, ЕГЭ 2020 года: https://fipi.ru

ОГЭ и ГВЭ-9_2020

Освоение образовательных программ основного общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией (далее – ГИА 9)  по русскому языку и математике.

Экзамены по другим учебным предметам: литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английский, немецкий, французский и испанский языки), информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), а также по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов Российской Федерации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации (для обучающихся по образовательным программам основного общего образования, изучавших родной язык и родную литературу  и выбравших экзамен по родному языку и (или) родной литературе для прохождения ГИА) – обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору.

Формы проведения ГИА 9 – основной государственный экзамен (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).

ОГЭ – это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы.

ГВЭ – форма ГИА в виде письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов.

Для получения аттестата участники сдают обязательные экзамены: русский язык и математика, а также еще 2 экзамена по выбору обучающегося по двум учебным предметам из числа учебных предметов: физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский языки), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Лицам, изучавшим родной язык из числа языков народов Российской Федерации и литературу народов Российской Федерации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации при получении основного общего образования предоставляется право выбрать экзамен по родному языку и/или родной литературе.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования, количество сдаваемых экзаменов по их желанию сокращается до двух обязательных экзаменов по русскому языку и математике.

                                                                                                   Уважаемые выпускники основной школы!

Обращаем внимание, что на сайте ФИПИ для вас собраны актуальные материалы, которые помогут подготовиться к основному государственному экзамену.

  1. Опубликованы демоверсии, спецификации и кодификаторы контрольных измерительных материалов (КИМ) основного государственного экзамена 2020 года. Ознакомиться с ними можно в Разделе Демоверсии, спецификации, кодификаторы ОГЭ. Все экзаменационные модели ОГЭ 2020 г. по учебным предметам подготовлены на основе ФГОС основного общего образования. В сравнении с экзаменационными моделями 2019 г. в КИМ ОГЭ 2020 г. усилены деятельностная составляющая, практический характер заданий. Реализованы некоторые принятые в международных сопоставительных исследованиях подходы к конструированию заданий по математике и предметам естественнонаучного цикла. 
  2. Важным и полезным ресурсом для выпускника основной школы является Открытый банк заданий ОГЭ. В Банке размещено большое количество заданий, используемых при составлении вариантов КИМ ОГЭ по всем учебным предметам. Для удобства использования задания сгруппированы по тематическим рубрикам. Готовиться к экзаменам можно по темам, особое внимание уделяя вызывающим затруднение разделам.
  3. Согласно Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.

Итоговое собеседование по русскому языку в 2020 году

Не так давно в перечень аттестационных мероприятий, проводимых на общефедеральном уровне для выпускников 9-х классов, внедрили очередную инновацию – Министерство образования и науки решило проверить умение девятиклассников формулировать мысли на грамотном русском языке. Апробацию этого новшества провели в 2017 году, когда школьники Московской области, Татарстана и Чечни стали участниками итогового собеседования. По результатам эксперимента данный проект решили внедрить в 21 регионе страны.

Изначально собеседование задумывалось, как добровольное мероприятие, но после «обкатки» на большом числе школьников представители образовательного ведомства решили сделать эту практику повсеместной. Именно потому с 2019 года собеседование придется сдавать всем выпускникам средней школы. Предлагаем ознакомиться с правилами и особенностями итогового собеседования, чтобы эта форма аттестации не стала для вас неприятным сюрпризом!

                                                                 Зачем ввели итоговое собеседование для 9 класса?

Многие девятиклассники и их родители считают дополнительную форму контроля успеваемости не ценным образовательным решением, а всего лишь попыткой еще сильнее усложнить жизнь выпускников средней школы. Однако согласно заявлению, сделанному Министерством образования и науки в лице Ольги Васильевой, данная мера внедряется для того, чтобы современные ученики уделяли больше внимания развитию языковых навыков в устной речи.

Сегодняшний школьник, как показывает практика, может отлично излагать мысли на бумаге, но как только он сталкивается с необходимостью вести диалог или монолог, то мгновенно теряет большую часть своих умений. Дело в том, — считают в Министерстве, — что повсеместное развитие интернет-коммуникаций и распространенность гаджетов привели к настоящей болезни.

Новое поколение россиян гораздо лучше и охотнее общается в виртуальном мире, чем коммуницирует в реальности. Кроме того, не так давно в стране была разработана и принята Концепция усовершенствования качественных показателей в преподавании русского языка и литературы. Главной целью этого документа является формирование у учеников навыков красивой литературной речи.

В итоге говорение будет не просто инструментом, стимулирующим у девятиклассников желание читать и высказывать свое мнение по каким-либо вопросам, но и предварительным этапом при прохождении ОГЭ по русскому языку. Без собеседования ученик попросту не сможет получить допуск к этому обязательному экзамену! Кстати, просто красиво говорить на собеседовании недостаточно. Ребятам придется грамотно применять интонационную окраску, пользоваться литературными приемами речи, формировать сложные языковые конструкции и демонстрировать широкий словарный запас.

Чтобы сдать собеседование, недостаточно зазубрить правила из книжки — необходимо показать свой словарный запас и умение грамотно вести диалог.

 

Как будет проходить собеседование?

У Федерального института педагогических измерений и Рособрнадзора, отвечающих за введение этой аттестационной инновации, припасены не только плохие, но и хорошие новости для девятиклассников. В отличие от ОГЭ, собеседование будет проводиться в стенах родной школы. Сегодня профильное ведомство совершенствует критерии, по которым будет оцениваться итог собеседования. При этом в ФИПИ отмечают, что никаких послаблений для частей РФ, в которых русский язык не является родным, не предусматривается.

Некоторое время в профильном ведомстве шли дискуссии относительно того, какую форму должно принять итоговое собеседование. Часть методистов считала, что лучшее решение – записать речь ученика при помощи компьютерных технологий, чтобы затем обезличенно оценить каждую запись. Другая группа выступала в пользу живого общения с представителями аттестационной комиссии.

В 2017-2018 годах Минобразования протестировало на контрольных группах учеников оба формата собеседования и пришло к выводу, что второй вариант предпочтительнее. Только живая дискуссия может раскрыть способности школьников при ведении спонтанной беседы. Кстати, именно спонтанность считают главной черной (а также главным преимуществом) этой формы аттестации. Подготовиться к диалогу ученикам практически не дадут – у них будет ровно минута, чтобы прочесть каждое задание и тут же выдать свой ответ.

 

Какие виды заданий будут в билете?

Билет структурно разделен на такие части:

  1. Чтение – ученику предложат озвучить текст, напечатанный в билете. Сделать это надо с выражением и интонацией (делать паузы, выделять в речи запятые, двоеточия, тире, знаки вопроса и восклицания; также необходимо держать темп речи), чтобы получить 2 максимальных балла.
  2. Пересказ – в этом случае текст нужно не просто прочесть, но и постараться как можно лучше запомнить, так как приведенный публицистический отрывок придется пересказать комиссии. Более того – перечислить главные мысли, заложенные автором в повествование, будет недостаточно. Для получения еще 2 баллов их нужно дополнить собственной аргументацией, которая не выходит за рамки озвученной темы (нести «отсебятину» нельзя – за это баллы будут вычитать);
  3. Монологическое высказывание – в третьем задании у ученика будет выбор из нескольких тем. Сформулированные темы ФИПИ предлагает дополнить подходящими картинками, чтобы визуализировать информацию, а также вопросами, наводящими на размышления. Озвучивая ответ на вопрос, школьник должен раскрыть выбранную тему, дать ответы на все вопросы и связать их в цельный текст, продемонстрировав логику и заработав на этом еще 2 балла.
  4. Диалог – последнее испытание проводится в формате диалога с экзаменатором. Эта часть билета считается самой сложной, так как односложного ответа недостаточно. В целом за нее можно получить 3 балла.

Важно: итоговая отметка на аттестат не влияет! Главное — получить баллы, обеспечивающих заветный «зачет» и допуск к ОГЭ по русскому языку.

Как подготовиться к итоговому собеседованию?

Побольше читайте вслух — это поможет вам подготовиться к собеседованию!

Чтобы облегчить участь будущих выпускников средней школы, мы предложим несколько «лайфхаков» для подготовки к собеседованию:

  • большая часть текстов в билетах касается личностей, сыгравших ключевые роли в российской истории. Обязательно почитайте биографии Гагарина, Циолковского, Пирогова и других известных персон, а также найдите воспоминания учеников, современников и друзей известных ученых, поэтов, музыкантов. Не забывайте и о современных героях – просмотрите интернет-источники на предмет громких спасательных операций МЧС или подвигов врачей. Это один из подвохов собеседования – девятиклассники редко следят за новостями и часто не имеют представления, что происходит в стране;
  • отточите навык монологических высказываний – берите любые темы для сочинений по литературе и высказывайте мысли вслух. Попробуйте использовать диктофон, чтобы потом послушать себя со стороны и удалить из речи слова-паразиты;
  • ведите диалоги – обсуждайте интересные темы с родственниками или друзьями, особенно если ваши позиции по какому-то вопросу не совпадают. Старайтесь говорить правильно и в процессе диалога обдумывать доказательства и аргументы;
  • читайте вслух – берите любые тексты, сделав подборку заготовок из материалов газет, журналов, отрывков из книг, и читайте их, соблюдая ровный ритм и паузы на знаках препинани

Сркоки подачи заявления на ИУС: до 29.01.2020г.

Даты проведения устного собеседования в 2020 году:  12 февраля; 11 марта; 18 мая.

                                                                     Справка о планируемых изменениях в КИМ ОГЭ 2020 г.
Все проекты экзаменационных моделей ОГЭ 2020 г. по учебным предметам подготовлены на основе ФГОС ООО. При этом обеспечена преемственность проверяемого содержания с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.
В сравнении с экзаменационными моделями 2019 г. в проектах КИМ ОГЭ 2020 г. усилены
деятельностная составляющая, практический характер заданий. Реализованы некоторые принятые в международных сопоставительных исследованиях подходы к конструированию заданий по математике и предметам естественнонаучного цикла.
 

Нормативные документы:

Федеральные:

Республиканские: